Ассоциация СРО «Единство» выступила партнером первого конкурса профориентации для школьников / Новости Ассоциации / Ассоциация СРО «Единство»

Москва, Тверская, 12, стр. 8.
Тел.: +7 (495) 755-77-53


Ассоциация СРО «Единство» выступила партнером первого конкурса профориентации для школьников

«В зачет идет только одно - действие. Действие, а не разговоры».

К. Кастанеда

      Этот эпиграф выбран не случайно. Именно эту мысль в различных формулировках пытаются донести до представителей профессионального образовательного и строительного сообществ организаторы необычного мероприятия, которое состоялось 15 апреля 2016 года в СПб МБОУ «Гатчинская СОШ №8».

      Многочисленные конференции, круглые столы, совещания рабочих групп и заседания комитетов сегодня посвящены теме повышения престижа рабочих специальностей, возрождению конкурсов профессионального мастерства, важности профориентационных мероприятий. Громкие слова, лозунги и популизм – вот, как правило, смысл кабинетных разговоров и сухих резолюций. На рынке труда, захлебывающемся от засилья юристов, эффективных менеджеров и консультантов, очень остро ощущается нехватка рабочих рук. Хорошие слесари, плотники, маляры, штукатуры востребованы как никогда. Ведь строиться и развиваться стране помогут не доклады и обсуждения, а умелые руки наших талантливых строителей.

      Вот почему Ассоциация СРО «Единство» решила выступить против такого формального подхода и поддержать уникальную инициативу – проведение I конкурса профессионально-технического мастерства учащихся образовательных учреждений Гатчинского муниципального района. Президент Ассоциации СРО «Единство» М. Воловик является членом Комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ и Совета по профессиональным квалификациям в строительстве и много внимания уделяет практической работе по профориентации, одной из основных проблем современного состояния строительной отрасли справедливо считая нехватку квалифицированных рабочих кадров.

      В прошлом году Ассоциация СРО «Единство» поддержала участников I Международного творческого конкурса строителей «ПрофМастерОК», проходившего на базе ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства», где соревновались учащиеся профессиональных образовательных учреждений по специальности «плиточник-облицовщик». И вот – новая инициатива наших давних партнеров: Санкт-Петербургский Колледж строительной индустрии и городского хозяйства под руководством директора А. Кривоносова задумал провести конкурс среди школьников – совсем юных столяров и плотников. О подобном мероприятии мы еще не слышали и, разумеется, не смогли остаться в стороне и с радостью согласились выступить информационным партнером конкурса! Интересно было узнать, чему учат ребят на уроках труда, как они представляют себе свое будущее и умеют ли держать в руках что-либо кроме современных гаджетов. Забегая вперед, с уверенностью скажем: от наших сомнений не осталось и следа!

      Отметим, что именно Ассоциация СРО «Единство» разработала в 2013-2014 гг. 12 проектов профессиональных стандартов, среди которых был и «Столяр строительный» - специальность, по которой предстояло продемонстрировать свои умения юным мастерам – 24 школьникам 5-6 классов из 5 школ г. Гатчины и Гатчинской области.

      Мероприятие, интерес к которому проявили и корреспонденты местного телевидения с канала «ОРЕОЛ-ТВ», проходило в стенах Гатчинской средней общеобразовательной школы №8. Самому зданию всего лишь 10 лет, а история школы ведется с 1991 года. Просторные кабинеты, гулкие коридоры, чистая столовая, работы ребят на стендах и прекрасно оборудованный актовый зал – все говорит о том, что учиться здесь интересно и приятно. Не каждая школа может похвастаться мастерскими технологии, кулинарии и швейного дела. А вежливые ученики с готовностью подсказывали нужные кабинеты и с радостью вызывались быть гидами для гостей школы.

Дело спорится в руках, нет времени для скуки!

Про мальчишек говорят – золотые руки!

Смастерить любой предмет смогут без проблем.

Пусть цветет талант такой, дарит радость всем! –

 

      такими словами предварил торжественное открытие конкурса ведущий и объявил, что участниками сегодняшнего состязания являются ребята из школ №9, №8, Пламенской школы, Пудостьской школы и Сиверской гимназии.

      - Наш сегодняшний конкурс – новый вызов молодому поколению, потому что в век информационных компьютерных технологий, модернизации, генной инженерии, киборгостроения и робототехники все меньше людей стремятся овладеть профессиями, которыми испокон веков славились русские труженики и мастера. Поэтому нашим конкурсом мы решили доказать, что высокий уровень профессионального мастерства – залог успешности сегодняшнего дня для специалиста самого любого профиля. Человек-труженик, мужчина – золотые руки всегда найдет применение своему таланту, в какую бы индустриальную или постиндустриальную эпоху он ни жил. Иными словами, цель нашего конкурса – развитие профессионально-технического мастерства и творчества современного школьника, перед которым стоит самый важный выбор – выбор профессионального пути! – заключил ведущий.

      Десятиклассники физико-математического класса Гатчинской школы №9 (классный руководитель – Н. Радынская) выступили с напутственным творческим словом к ребятам:

Дни в году проходят

Стройно, словно грация,

Под девизом громким –

Профориентация!

Стране нужны работники –

Столяры и плотники.

Летчиком быть хорошо,

А инженером лучше!

Я б сейчас в ГАСУ пошел –

Вот уж где научат!

Фырчит машина скорая,

Летит, скользя.

Хороший слесарь я,

Сдержать нельзя!

      Ведущий представил организаторов и учредителей конкурса: руководителя проектов Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, д.э.н., профессора, Почетного строителя России А. Роботова, главного специалиста Комитета образования Гатчинского муниципального района А. Морослипа, заместителя директора по учебно-производственной части Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства К. Соловьева, директора Пудостьской школы М. Вишталюк, представителя Ассоциации СРО «Единство» О. Перфилову, представителей компании «Центр обеспечения охраны труда» - директора по развитию А. Максимова и генерального директора В. Максимова.

      - Нас пока не так много, но сегодня только закладывается наша добрая традиция. То, что уже 5 школ выразили желание поучаствовать в конкурсе, уже большая цифра, - под аплодисменты отметил ведущий.

      Участники конкурса заслушали приветственный адрес от Президента Ассоциации СРО «Единство», члена Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, к.э.н., Почетного строителя России М. Воловика, в котором, в частности, говорилось:

      «Сегодня отечественной строительной отрасли особенно требуются грамотные и преданные своей профессии молодые специалисты. Подготовка рабочих кадров и поднятие престижа строительных специальностей является одним из приоритетных направлений государственной политики в ближайшие годы.

      Приятно видеть, что дисциплинированность, стремление к труду, желание творить, понимание важности и ответственности своей работы проявлены в столь юном возрасте, что подтверждает значимость ранних профориентационных мероприятий.

      Уверен, что проведение данного конкурса поможет решению важнейшей социально-экономической задачи – возрождению престижа рабочих профессий, повышению интереса к строительным специальностям, и в целом будет способствовать качественной подготовке кадров для строительной отрасли на благо российской экономики».

      Выступая с приветственным словом, А. Роботов отметил, что когда осенью прошлого года был задуман этот конкурс, даже не предполагалось, что будет так много желающих принять в нем участие.

      - Мне очень приятно, что к нам приехали представители Ассоциации «Единство», большое спасибо отделу районного образования, делегировавшего своего представителя. Также мне бы хотелось поблагодарить директора школы №9 Е. Глыбину и выразить огромную признательность руководству школы №8, которая предоставила прекрасный актовый зал и производственные мастерские. Основной идеей проведения этого конкурса была подготовка квалифицированных кадров, которую нужно начинать если не с младенческого возраста, то со школьного. Ведь все мы понимаем, что квалификация рабочих кадров определяет потенциал любой отрасли страны, потому что от них зависят и производительность труда, и объемы производства, и благосостояние всех нас. Всем успехов – и участникам, и заинтересованным лицам! – пожелал А. Роботов.

      Главный специалист Комитета образования Гатчинского муниципального района А. Морослип выразил надежду, что этот конкурс перерастет в добрую традицию, будет расширяться, охватывая все большее количество участников и новые регионы.

      - Думаю, что мы расширим и контингент участников: сегодня у нас соревнуются только мальчики, но в перспективе, надеемся, мы организуем подобный конкурс и для девочек. Рабочие специальности сегодня очень важны. Недавно Президент РФ В. Путин поручил создать перечень специальностей, в которых будет нуждаться наша страна в ближайшие годы. И в ТОП-50 таких специальностей вошло большое количество именно рабочих специальностей. Поэтому я надеюсь, что этот конкурс станет для вас маленьким шагом в большое будущее. Удачи вам, и самое главное - получите удовольствие от сегодняшнего мероприятия! – напутствовал он ребят.

      Директор по развитию компании «Центр обеспечения охраны труда» А. Максимов даже в столь торжественной обстановке не забывал о своей важной миссии:

      - Как представитель фирмы по охране труда на протяжении конкурса я попрошу вас обратить внимание на вашу собственную безопасность. Конкурс конкурсом, но ваша безопасность превыше всего. Сегодня на ваших плечах лежит большая ответственность: проложить дорогу для следующих участников подобных конкурсов. Спасибо всем участникам и желаю вам удачи!

      Директор Пудостьской школы М. Вишталюк поприветствовала своих коллег - организаторов, учителей, руководителей и, разумеется, самих участников. Она привела яркий пример того, насколько востребованы сегодня хорошие мастера:

      - Я человек очень опытный, провела очень много ремонтов: в школе, дома, на даче у мамы и на своей даче. Ребята вы не представляете, как тяжело найти человека, который сделает хороший деревянный пол! Я вам могу сказать, что мне ни разу этого человека найти не удалось. Я очень рада, если вы блещете в математике, литературе, языках, химии, биологии и т.д. Но я уверена, что многие из сидящих здесь ребят блещут именно в техническом труде. Я очень надеюсь, что именно вы – те ребята, которые подрастут и найдут свое призвание в том, чтобы быть настоящими мужчинами, мастерами строительного дела. Это пригодится вам в жизни, это очень нужно нашей стране и каждому человеку. Получив строительную или инженерную рабочую профессию, можно быть успешным человеком, востребованным, открыть для себя много перспектив. Я вам всем сегодня желаю только удачи. Конечно же, победит сильнейший, но вместе с тем, познакомившись друг с другом, вы поймете еще раз, что нет ничего ценнее, чем простое человеческое общение, взаимодействие, для которого сегодня созданы у вас все условия.

      В жюри конкурса вошли заместитель директора по учебно-производственной части ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства» К. Соловьев, главный специалист Комитета образования Гатчинского муниципального района А. Морослип и директор по развитию компании «Центр обеспечения охраны труда» А. Максимов.

      С напутственной композицией «Веселый ветер» для гостей и участников конкурса выступили солистки образцового коллектива музыкальной хоровой студии «Апрель», существующей в школе уже более четверти века (руководители – В. Огороднов и В. Огороднова). «Кто хочет, тот добьется!» - эти слова стали лучшим руководством к действию для ребят.

      И состязания начались! Как рассказал ведущий, конкурс будет состоять из двух частей: первая группа будет выполнять практическое задание, вторая – теоретическое. По прошествии 30-40 минут они поменяются местами, после чего состоится подведение итогов и торжественная церемония награждения.

      Рабочие места для ребят включали все необходимое оборудование: лобзик, копировальную бумагу, карандаш, фанерку, наждачную бумагу, верстак. Прозвучала команда, и участники приступили к выполнению практической задачи. Как рассказал учитель труда школы №8 А. Пугачев, ребятам необходимо было перевести контур эскиза на деревянную панельку, выпилить две детали с проушиной и соединить их между собой. В результате должен получиться колокольчик – елочная игрушка, которая затем будет художественно оформлена как украшение. Как и в любом конкурсе, жюри было беспристрастным: работы оценивались не по фамилии, а по выданным ребятам порядковым номерам.

      А. Пугачев объяснил, что результат – не самое главное в его занятиях:

      - Через такую работу развивается мелкая моторика. Мало того, дети с задержкой психического развития благодаря такой работе неоднократно менялись на глазах: ведь нужно правильно выбрать инструмент, верно замерить линейкой, аккуратно выполнить мелкую работу. Сегодня на изучение уроков труда в школе, к сожалению, дается очень мало времени. Но чтобы стать инженером или каким-либо специалистом в области строительства, необходимо понимать чертеж, эскиз, как выполняется та или иная работа, как связаны все эти процессы. Те ребята, которым это интересно, приходят после уроков, и обучение для них ведется в рамках дополнительного образования.

      Первая работа была сдана уже через 8 минут после старта, последняя – через полчаса. В среднем на такую работу у ребенка должно уйти 12-15 минут, сообщил учитель. Оцениваться работы будут визуально: насколько ровный и зачищенный у изделия контур, аккуратно ли выполнены проушины, есть ли зазоры.

      У стен мастерской технологии – витрины с выставкой работ учащихся, на которых особое внимание обращают на себя великолепные образцы изделий с прорезной (пропиленной) резьбой – работой, требующей немалого мастерства, аккуратности и терпения. Сейчас ребята готовятся к Светлой Пасхе, и к 1 мая они изготовили изящные подставки под пасхальные яйца. «Эта работа только кажется легкой», - замечает А. Пугачев, и в каждом его слове чувствуется гордость за своих учеников и осознание важности преподаваемой им дисциплины. Он делает все, чтобы заинтересовать и увлечь ребят. Например, демонстрирует советскую ручную дрель, на примере устройства которой удобно объяснять ученикам механизм коробки передач автомобиля, трактора и т.д. Видно, что он искренне болеет за свое дело, старается привить ребятам любовь к труду, а лучшей наградой для него становятся качественные работы его подопечных – людей совершенно другого поколения, но тем не менее трудолюбивых и ответственных.

      Заместитель директора по учебно-производственной части Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства К. Соловьев, член жюри конкурса, четко обозначил критерии оценки работ:

      - Ребята должны продемонстрировать знание основ охраны труда и правил работы со столярными инструментами, творческий подход и индивидуальность, высокий технический уровень выполненной работы и эстетичность изделия. Посмотрев работы участников, могу сказать, что для шестого класса уровень работ очень достойный.

      Теоретическая часть, включающая вопросы охраны труда и правила пользования столярным инструментом, вызвала бóльшие затруднения, но ребята смогли справиться и с ней. Максимальный балл, который можно было получить за знания по теории, был 34, но ответить правильно на все вопросы не смог никто. К чести участников конкурса нужно отметить, что дать верный ответ мог и далеко не каждый взрослый. Когда нужно применять стусло, где содержатся сведения о процессе изготовления изделия, из каких частей состоит лобзик и какая древесина потребуется для изготовления резной разделочной доски – согласитесь, ребятам было над чем поломать голову!

      С удовольствием рассказали о своей учебе и жизни сами участники конкурса - ученики 6 класса школы №8, вдумчивые и серьезные ребята. Не перебивая друг друга, как это часто бывает, они тем не менее с азартом и возбуждением делились своими впечатлениями.

      В. Свинин: Я пока еще всерьез не задавался вопросом выбора будущей профессии, но хочу стать летчиком или ди-джеем. Технология – тоже мое хобби, мне очень нравятся уроки труда, я люблю мастерить руками, поэтому я и решил участвовать в этом конкурсе. На прошлой олимпиаде я уже занял первое место. Такие конкурсы нужны для того, чтобы меряться силами, ведь каждому интересно узнать, на что он способен. Нам не показывают работы соперников, но я думаю, что так даже интереснее. Задания были средними по уровню сложности, и я считаю, что шансы на победу у меня есть. Конечно, я и дальше планирую участвовать в конкурсах по технологии.

      Д. Цветков: Я очень люблю уроки труда, это мое увлечение. Я считаю, что без труда человек не может жить, он должен постоянно совершенствоваться, в т.ч. посредством таких мероприятий. Такие олимпиады всегда помогают узнать что-то новое. На прошлой олимпиаде я занял второе место. Труд – это мое хобби, напрямую с этой профессией я связывать свою жизнь не собираюсь, хочу стать актером или режиссером, но как любимое дело он обязательно останется. Мужчина должен уметь что-то делать своими руками, строить, мастерить, помогать по дому. Я сам помогал дома делать ремонт – грунтовал стены и клеил обои. С каждым конкурсом я совершенствуюсь.

      Д. Орлов: Я тоже не в первый раз участвую в подобных конкурсах, у меня уже были награды и даже одно первое место. Я люблю труд, а в современном мире технологий и гаджетов человек забывает, как важно работать своими руками, а не поручать такую работу какой-либо машине. Человек всегда должен помнить, что он рожден для того, чтобы создавать прекрасные вещи. Дома я сделал резную доску, лопатку для перемешивания и крючки для одежды, освоил выжигание – тоже красиво получается. Но в будущем я хочу стать дизайнером обуви, одежды и головных уборов - я хожу в художественную школу и мне это очень нравится. Задания я не счел сложными, мне все далось легко. Я и в дальнейшем хочу пробовать себя в чем-то новом, стараться, переходить через себя. Я не ставлю определенную цель, а пытаюсь сделать что-то сверх нее, преодолеть себя.

      И. Сибирев: Я очень люблю уроки труда, мне интересно им заниматься. Дома я всегда помогаю папе что-нибудь ремонтировать, а на даче я помогал ему строить дом. Я хочу пойти по стопам дедушки и папы и стать главным инженером. На этот конкурс меня позвали друзья, и мне самому было интересно. С заданиями я справился быстро, оцениваю их уровень как средний. Я хорошо подготовился и, думаю, теоретический этап выполнил хорошо. Конечно, я согласен с друзьями, что каждый мужчина обязан уметь работать руками.

      Удалось пообщаться и с десятиклассником Н. Олиниченко - победителем многочисленных турниров самого разного ранга по спортивным бальным танцам, в числе которых - первенство Санкт-Петербурга в номинации «Латиноамериканские танцы». Талантливый во многих областях юноша удивил своим выбором будущей профессии.

      - Я вице-чемпион мира по спортивным бальным танцам, и в основном все мое время уходит на тренировки. В этой школе я учусь с первого класса, у меня со всеми преподавателями замечательные отношения, они всегда готовы во всем помочь. Я считаю, что школа мне дала в первую очередь навыки коммуникабельности, что очень важно для каждого человека. Труд мне тоже дается легко, в этом году я занял второе место на региональной олимпиаде. В следующем году планирую принять участие в олимпиадах по физике, математике и черчению. А поступать собираюсь на инженера-строителя в Политехнический университет, Горный университет или Архитектурно-строительный, потому что мне нравится физика и профессия строителя, я хочу выучиться на эту специальность. Относительно сегодняшнего конкурса скажу, что я очень рад за ребят: им представилась возможность проверить свои навыки и умения. Важно то, что они делали сегодня работу на время, а в таких условиях необходимы выдержка и терпение. Может быть, для кого-то это будет первым шагом к пониманию места, которое они могут занять в этой жизни, если им нравится строить, создавать, конструировать, - рассуждает Н. Олиниченко.

      За увлекательными беседами, обменом впечатлениями и новыми знакомствами незаметно подошло время подведения итогов конкурса. Сидя в зале, ребята заметно волновались. Как ни старались преподаватели, но и на их лице читались переживания за успехи своих учеников. Ведущий сразу же успокоил конкурсантов и гостей, отметив, что все участники на сегодняшнем празднике являются победителями, потому что им удалось продемонстрировать высочайший уровень мастерства в обстановке дружеской конкуренции.

      Руководитель проектов Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, д.э.н., профессор, Почетный строитель России А. Роботов также сказал ребятам, что они оправдали доверие и ожидания организаторов.

      - Мы считаем, что такой конкурс должен стать традиционным и ежегодным, потому что все начинания всегда должны развиваться. Тут высказываются различные мнения, что нужно проводить командный конкурс – это, наверное, тоже правильно. Сегодня вы показали профессиональное мастерство, которое достойно подражания и тиражирования. Не нужно останавливаться на достигнутом, а нужно совершенствовать знания. Поэтому кто захочет – приходите в наш колледж совершенствовать свое профессиональное мастерство, - под аплодисменты конкурсантов заключил А. Роботов.

      - Я очень рад, что сегодня состоялся первый конкурс профессионально-технического мастерства учащихся общеобразовательных учреждений Гатчинского муниципального района. Хочу поблагодарить педагогов, которые подготовили ребят к этому конкурсу, выразить признательность администрации школы №8, а вам, ребята, хочу пожелать, чтобы вы совершенствовали свое профессиональное мастерство и приходили к нам, в ЦДПО колледжа. Мы будем рады встретиться с вами там. Успехов вам и удачи! – пригласил школьников руководитель ЦДПО Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, к.т.н., доцент Д. Басовский.

      Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №8 Т. Карташова напомнила, что для представительниц более слабого пола всегда очень важно, чтобы мужчина умел делать многие вещи своими руками:

      - Это всегда очень здорово – мальчики ли вы или уже взрослые. Я желаю, чтобы ваше мастерство обязательно пригодилось бы вам в жизни - и в профессиональной, и в личной. Успехов вам и большое спасибо за сегодняшний праздник!

      Главный специалист Комитета образования Гатчинского муниципального района А. Морослип от лица комитета поблагодарил организаторов за праздник и подарки.

      - Надеюсь, что вы придете к нам и на следующий год. А может быть, при вашем желании нам удастся поехать в Петербург и принять участие в конкурсе более высокого уровня, - очертил перспективы подобного мероприятия ребятам представитель Комитета образования.

      Комитет образования Гатчинского муниципального района наградил благодарностями преподавателей, благодаря которым ребятам удалось достичь таких успехов: М. Ершова (школа №9), А. Ипполитова (Сиверская гимназия), Н. Коугия (МБОУ «Пламенская СОШ»), Р. Щекотова (Пудостьская школа) и А. Пугачева (школа №8).

      И вот наконец под фанфары были объявлены имена победителей. 3 место заняли С. Поносов (Пудостьская школа) и Г. Терещенко (Сиверская гимназия). 2 место разделили Д. Цветков (школа №8) и А. Филиппов (школа №9), а 1 место досталось Н. Романову (школа №9). А абсолютным победителем стал ученик школы №8 В. Свинин, набравший максимальное количество баллов.

      Члены жюри А. Морослип, А. Максимов и К. Соловьев вручили замечательные награды от спонсоров каждому участнику конкурса – наборы инструментов от компании «Центр обеспечения охраны труда», а также дипломы и футболки от Ассоциации СРО «Единство» с ее неизменным лозунгом «Наша сила – в единстве!». А победителю был торжественно вручен изящный кубок от Ассоциации, который ребята с восторгом рассматривали, передавая его из рук в руки.

      Сами ребята сказали, что не ожидали такой серьезной организации конкурса, и благодарили спонсоров за подарки. Счастливый победитель В. Свинин в интервью отметил, что главным качеством, которое позволило ему занять сегодня первое место, было трудолюбие.

      - Я полагал, что у меня есть шансы на победу, но до конца не был уверен и сомневался, потому что мои друзья были сильными соперниками. Мой друг занял второе место, и нам обоим пришлось поволноваться. Но когда назвали именно меня, я был очень рад! Родителям я еще не успел сообщить, для них это будет сюрприз, они будут очень рады за меня! – возбужденно рассказывал юный обладатель главного приза.

      Праздник завершился общей фотографией участников, организаторов и гостей на сцене. А светлые улыбки на мальчишеских лицах красноречивее любых слов говорили о том, что праздник удался и ребята с нетерпением ждут новых вызовов их умениям и навыкам!

      В течение конкурса организаторы и гости первого конкурса профессионально- технического мастерства учащихся образовательных учреждений Гатчинского муниципального района активно отвечали на вопросы и охотно делились своими рассуждениями на тему того, насколько важны профориентационные мероприятия подобного рода для ребят.

      О том, как зародилась идея такого конкурса, рассказал руководитель проектов Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, д.э.н., профессор, Почетный строитель России А. Роботов:

      - Мы прекрасно понимаем сегодняшнее состояние образования и состояние строительной отрасли. Потенциал отрасли определяется потенциалом количества квалифицированных кадров. В свою очередь квалификация напрямую связана с производительностью труда и объемом производства. К сожалению, сегодня Россия не может похвастаться ни тем, ни другим. Только два года назад строительная отрасль достигла объемов 1987 года. Сами понимаете, что это не соответствует духу времени. Мы очень много принимаем документов, в которых квинтэссенцией должно быть количество построенного жилья, которое в пересчете на квадратный метр должно соответствовать численности населения. Если численность населения 140 млн, мы ежегодно должны вводить 140 млн кв м. Сегодня мы находимся на уровне в два раза меньшем: 75-80 кв м ежегодно. А вы прекрасно понимаете, что любое жилье имеет срок эксплуатации.

      А. Роботов полагает, что проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников строительной отрасли, которые так активно поддерживает Ассоциация СРО «Единство», должно быть омоложено.

      - Мы в Колледже строительной индустрии много занимались вопросом, как повысить профессиональные компетенции обучающихся, как проводить дни открытых дверей с целью отбора абитуриентов, чтобы они потом не разочаровывались в выборе профессии. И нам пришла идея, что нужно опуститься в школы - проводить дни открытых дверей и выяснить, насколько школы готовы заниматься основами профессионального образования. Проведя несколько таких дней открытых дверей, мы увидели заинтересованность преподавателей и учащихся, провели анкетирование и выяснили, что 50% школьников сегодня готовы получать основы профессиональных образований с целью выбора будущей профессии. А четверть опрошенных готовы получать образование на платной основе. Мы были очень удивлены и решили организовать конкурс по наиболее распространенной специальности - «столяр-плотник», включающей в себя основы навыков работы со столярным инструментом. Ведь в некоторых школах еще сохранились уроки труда, инструменты, верстаки. Вначале мы вели переговоры с директором Пудостьской школы М. Вишталюк и с директором школы №9 Е. Глыбиной, но эти школы не располагают большими кабинетами. В итоге наш выбор пал на школу №8, где кабинет может вместить 25 соревнующихся. Это первый опыт не только в нашем регионе, но и в России, к которому подключились инициативные люди, которые хотят распространить эту идею на другие специальности, другие возрасты и другие регионы, - отмечает А. Роботов.

      Он не скрывает радости от того, что удалось организовать и провести этот конкурс, но полагает, что он должен стать не уникальным явлением, а традиционным профориентационным мероприятием.

      - Накануне я принял участие в конференции «Взаимодействие исполнительных органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования для экономики Санкт-Петербурга», где были представители Комитета по науке и высшей школе. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: на базе Колледжа дополнительную квалификацию по рабочим профессиям получают студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Какие они инженеры, если они не владеют навыками рабочих профессий? Они овладевают этими практическими знаниями, потому что поедут в стройотряды. И сегодня качество высшего образования (конечно, не хочу говорить за все профессии) довольно низкое, - убежден А. Роботов.

      М. Вишталюк - директор Пудостьской СОШ, окончила РГПУ им. Герцена, педагог-психолог, кандидат психологических наук, работник образования с 20-летним стажем. Ее школа – сельская, обладающая прекрасным педагогическим коллективом. К слову, сегодня сельские школы лучше ориентированы на приобретение конкретных рабочих профессий, потому что многие разочаровались в высшем образовании, которое в последнее время стало приобретать некие виртуальные черты. Маричка Анатольевна - федеральный эксперт программы мониторинга проведения государственной итоговой аттестации, ее часто привлекают к работе Министерства, она обладает огромным багажом знаний и практическим опытом, что особенно ценно в преподавателях.

      По ее мнению, конкурс такого формата - в первую очередь возможность детям представить свой опыт, который они приобретают в рамках школы, продемонстрировать все, чему они научились на уроках труда, которые в школе №9 организованы для мальчиков с 5 по 9 классы. По словам директора школы, важность подобных занятий ребята в первую очередь ощущают сами, потому что приносят домой готовые изделия, удивляя своих преподавателей, родителей и себя своими умениями и навыками.

      М. Виштанюк признается: в ее школе есть дети, которые лучше бы справились с заданиями, особенно с теоретической частью. Но директор решила пойти иным путем. Было решено отправить на этот конкурс тех, кому важнее участие в этом мероприятии - детей из группы социального риска, не вполне успешных по другим предметам.

      - Мы выбрали этих ребят потому, что они наиболее успешны именно в плане технического ручного труда. Пожалуй, это единственная предметная сфера, где они могут почувствовать себя достойными, компетентными и востребованными. Они загорелись этой идеей и захотели участвовать, а это для нас самое важное. Для наших четырех участников это возможность не просто показать свои навыки, а почувствовать собственную значимость и получить новый социальный опыт. Это признание на личностном, индивидуальном уровне, шанс почувствовать свой успех. А это может стать толчком для выстраивания своих профессиональных образовательных перспектив. Если они даже уступят на конкурсе другим ребятам, они все равно станут лучше понимать границы своего роста, своих возможностей, сопоставлять их и двигаться вперед. Тем более что в нашей школе для этого созданы все условия: хорошие мастерские, оборудование, профессиональные преподаватели труда. Я согласна с мнением, что сельские школы более ориентированы на развитие практических навыков, и наша главная задача – выстроить социальные и профессиональные ориентиры для детей. А этот конкурс – один из шагов к этому.

      Директор по развитию компании «Центр обеспечения охраны труда» А. Максимов убежден: проведение таких конкурсов важно не только для строительной отрасли, но и для любой отрасли экономики. Конкурс дает ребенку альтернативу выбора и возможность понять, что он хочет в жизни, а бизнесу – посыл воспитывать кадры еще со школьной скамьи.

      - Сейчас детям повезло, что они могут принять участие в таких профориентационных мероприятиях. Когда я заканчивал школу в 90-х годах, таких конкурсов вообще не было. Современную молодежь более интересуют гаджеты, Интернет, телевизор и т.д., за счет чего у них формируется неверное представление о том, что все должны быть менеджерами, юристами и т.д. В этой школе в классах существует статистика оценок, и можно увидеть, кто как учится: у одного хорошо с математикой или русским языком, а у другого – именно с трудом. Советская система воспитала нас так, что все обязаны быть отличниками. Но не получается у всех быть отличниками! Не нужно навязывать ребенку стереотип работы менеджером, если еще с детства он понимает, что, работая руками, сможет добиться гораздо большего. Может, из-за такого давления у него не получится поступить в университет или он решит его бросить, и в итоге у ребенка будет поломана судьба. Основная задача этого первого конкурса – побудить школы дать ребенку попробовать свои силы, участвуя в таких конкурсах, и понять, может ли он работать руками и нравится ли это ему. Таким образом, он уже сможет сделать осознанный выбор: хочет ли он стать инженером, летчиком или космонавтом или связать свою жизнь с конкретной рабочей профессией плотника, столяра, слесаря или кузнеца. Нам нужны профессионалы в области строительства, которые могут и кладку положить, и дверь поставить. Где этих людей брать? Так вот, они – здесь.

      На вопрос об уровне подготовки ребят А. Максимов ответил, что он разный: у кого-то больше знаний в технической сфере, а у кого-то просто умелые руки. Условно говоря, у ребенка может быть двойка по черчению, но с копировальной бумагой и инструментом на практике он обращается уверенно: видит деталь, знает, как ее нарисовать и выпилить. Как представитель компании по обеспечению охраны труда, А. Максимов констатирует, что сегодня в России велика статистика несчастных случаев, в т.ч. с летальным исходом. Задача охраны труда на этом конкурсе – с детства прививать основы безопасности как применительно к себе, так и к своим товарищам: видишь, что нарушают – подскажи и поправь.

      Может быть, введение обязательности применения профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года поможет повышению безопасности труда и снизит количество несчастных случаев? Отвечая на этот вопрос, А. Максимов рассуждает таким образом:

      - Разумеется, введение профессиональных стандартов – одна из составляющих по повышению безопасности работ. Но нельзя сказать, что введение профстандартов решит все проблемы, существующие в сфере охраны труда. Охрана труда многогранна, и с дипломом специалиста – маляра, столяра и проч. – работа сразу не станет безопасной. Здесь необходим многоступенчатый подход: помимо введения профессиональных стандартов и обучения в образовательных учреждениях одной из важных составляющих является подготовка на производстве - и вводный инструктаж, и инструктаж на рабочем месте, и стажировка, и при необходимости производственная практика выпускников. Введение профстандартов – это один из хороших посылов к снижению производственного травматизма. Людей нужно учить, потому что, к сожалению, зачастую нам приходится сталкиваться с забывчивостью или некой бравадой: мол, я все могу и мне все нипочем. Вот об этих вещах в первую очередь нужно говорить в ходе обучения и инструктажа. Дополнительное обучение будет влиять на повышение качества работ и производительности труда, которых мы добиваемся. Однако не стоит уповать лишь на образование, потому что производственная практика и работа «в полях» дает ни с чем не сравнимый опыт.

      О целях и задачах конкурса рассказал заместитель директора по учебно-производственной части Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства К. Соловьев:

      - Подобный конкурс – первая «ласточка», наш дебют. Мы хотели посмотреть, насколько интересно ребятам, еще не определившимся с выбором профессии, принять в нем участие. Мы давно проводим такие конкурсы среди студентов, но здесь совсем другая аудитория. Разумеется, мы будем рады, если кто-то после участия в таком мероприятии станет лучше представлять свои возможности и перспективы. Задачами данного конкурса было привлечь детей и молодежь к занятиям по специальностям профессионально-технического мастерства и учебно-исследовательской деятельности, предоставить молодым талантам дополнительные возможности для реализации их творческих идей и инноваций, сформировать у учащихся чувство патриотизма, стремление приумножить достижения государства через собственные успехи в области научно-технического мастерства и творчества. А педагогам и представителям нашего колледжа сегодня удалось обменяться педагогическим опытом и методиками развития профессионально-технического мастерства. Поэтому сегодняшнее мероприятие было полезным не только для ребят, но и для преподавателей. Важной для нас является и поддержка Комитета образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Надеемся, что в дальнейшем эта инициатива будет реализована на уровне г. Санкт-Петербурга или всего Северо-Западного федерального округа.

      Удалось нам пообщаться и с инициаторами этого конкурса - руководством СПб ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства», располагающего двумя зданиями - на ул. Руставели и ул. Миргородская. Руководитель ЦДПО Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, к.т.н., доцент Д. Басовский подробно рассказал нам о процессе обучения в колледже и проблемах современного профессионального образования.

      - Этот конкурс интересен тем, что это первое профориентационное мероприятие, в котором принимают участие школьники. И как одному из крупнейших колледжей на Северо-Западе нам было интересно выступить его организатором, потому что это прекрасный шанс популяризации колледжа в плане демонстрации его возможностей. Нам важно, чтобы ребята знали, какие у нас есть профессии и специальности, что на базе колледжа работает ЦДПО – наверное, единственный центр на сегодняшний день, который есть в строительных колледжах не только Санкт-Петербурга, но и Северо-Запада, где каждый молодой человек может получить рабочую профессию. В частности, штукатура, каменщика, монтажника каркасно-обшивных конструкций, кровельщик по стальным кровлям, слесаря-сантехника, плиточника-облицовщика, арматурщика, бетонщика 2-4 разрядов, а также получить такие востребованные специальности, как сметное дело в строительстве, бухгалтерский учет, освоить программы AutoCAD и ArchiCAD. Для школьников мы планируем развивать основы менеджмента в строительстве.

      Я думаю, что инициатива, которую нам удалось заложить сегодня, станет первым шагом к ежегодному проведению подобного конкурса. Мы надеемся, что он получит поддержку не только региональных властей, но и выйдет на уровень Национального объединения строителей. Мы рассчитываем, что эта идея будет подхвачена не только возглавляемой М. Воловиком Ассоциацией СРО «Единство», которая сегодня выступила спонсором и информационным партнером, но и таким крупнейшим объединением, как саморегулируемая организация НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», которое возглавляет А. Вахмистров. Я считаю, что у этого конкурса есть большое будущее.

      Нам интересно познакомиться с ребятами, которые делают первые шаги в освоении строительных специальностей. Нам бы хотелось их ориентировать на разваленное в 90-е годы направление деятельности, когда система ПТУ прекратила свое существование и дети перестали получать начальное профессиональное образование. Неправильно, когда на 10 инженеров приходится 1 рабочий. Нужно, чтобы было наоборот, причем рабочие должны быть высококвалифицированными - теми кадрами, которые в дальнейшем смогут составить рабочую элиту нашей страны в строительном направлении. Ведь то поколение, которому сегодня уже под 60 лет, к сожалению, не вечно.

      Сегодня нужно возродить наставничество и предоставить школьникам возможность получить достойную рабочую профессию строителя. Нужно, чтобы они гордились тем, что становятся плиточниками, арматурщиками, каменщиками и т.д. Было бы правильно, чтобы перед поступлением в вуз человек обучился в строительном классе школы и в колледже, а затем поработал некоторое время на стройке. А вот после этого можно поступить в университет и получить высшее образование, уже сделав осознанный выбор. Тогда мы сможем исключить ситуации, когда государство вкладывает деньги в обучение, а человек получает диплом и не хочет работать по выбранной специальности, потому что он либо неверно представлял себе эту профессию, либо родители оказали на него давление.

      Почему же выбор пал именно на школу №8? Чем она так привлекла организаторов? Д. Басовский пояснил, что школа №8 является одной из ведущих школ Гатчинского района и руководство школы с радостью подхватило инициативу проведения такого конкурса на базе этого учреждения. В дальнейшем, отметил руководитель ЦДПО, конкурс может охватить весь Северо-Запад, где будут представлены Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Архангельская области, что повлияет на профессиональную ориентацию ребят школьного возраста и станет значимой поддержкой строительной отрасли.

      Интересно, что в Центре дополнительного профессионального образования обучаются не только студенты колледжа, но и студенты Государственного архитектурно-строительного университета. Руководитель ЦДПО объяснил, с чем это связано.

      - Теоретических знаний студентам университета хватает, но наша задача – воспитать техническую элиту. А для этого нужно понимать, кем будет руководить по окончании вуза выпускник архитектурно-строительного университета, прочувствовать эту работу, самому получить данную профессию хотя бы на уровне 2-4 разряда, поработать в стройотряде с целью приобрести как практические навыки, так и некоторое материальное обеспечение. Кроме того, не секрет, что выпускникам не так-то просто найти рабочее место, а если у человека помимо корочки о высшем образовании еще есть и рабочая профессия, он более востребован на рынке труда и не окажется в списке безработных. Рабочую профессию можно получить уже после 1-2 курса, чтобы на 3-4 уже иметь возможность работать в строительных отрядах или подрабатывать на строительной площадке. Не секрет также и то, что в строительном отряде работник, имеющий разряд, получает на 15-20% больше, чем не имеющий рабочей профессии стройотрядовец. Поэтому сегодня у нас около 70 студентов, в основном первокурсники, обучаются из Государственного архитектурно-строительного университета.

      В рамках договора о сотрудничестве между колледжем и университетом такое направление у нас реализуется первый год, но в дальнейшем мы планируем развивать и наращивать потенциал как колледжа в плане подготовки учащихся, так и университета в понимании того, что студентам необходимо быть конкурентоспособными на рынке. У нас также есть партнерские отношения с Государственным Политехническим университетом им. Петра Великого (инженерно-строительный факультет, факультет экономики и финансов, гуманитарный факультет), Санкт-Петербургским Лесотехническим университетом, с Государственным университетом Технологии и Дизайна. Мы также сотрудничаем с учебными заведениями в рамках проведения различных мероприятий ЦДПО: семинары, конференции, круглые столы. Так что мы всегда открыты для сотрудничества с высшими и средними учебными заведениями и со школами Санкт-Петербурга, Ленинградской области и всего Северо-Запада. У нас побывали представители из Архангельской области, которые открывают строительный класс, осмотрели наши лаборатории, мастерские, строительный технопарк, так что наш колледж располагает большим потенциалом.

      Еще одно интересное и значимое направление работы ЦДПО колледжа – это разработка проекта профессионального стандарта «Рабочий садово-паркового и ландшафтного строительства», в которой активное участие приняла Ассоциация СРО «Единство», организовавшая на своем сайте широкое общественное обсуждение проекта. Мы попросили рассказать об этом направлении деятельности поподробнее.

      - Да, это был наш первый опыт разработки проекта профессионального стандарта. Он уже подготовлен, к нему составлена пояснительная записка. Мы получили письма от Ассоциации СРО «Единство», в которых сообщилось, что по итогам рассмотрения данного проекта профстандарта 5 организаций, входящих в состав Ассоциации, его одобрили. Управление садово-паркового хозяйства уже подтвердило свое согласие стать соразработчиком. Сейчас мы налаживаем сотрудничество с Ботаническим садом им. Петра Великого и Санкт-Петербургским объединением ландшафтных архитекторов. Эта работа нам интересна, и мы готовы быть как разработчиками, так и соразработчиками других проектов профессиональных стандартов в строительстве.

      Саморегулируемые организации в строительстве должны стать локомотивом проведения подобных мероприятий, потому что именно они объединяют в своем составе компании, куда потом непосредственно приходит наше молодое поколение (выпускники вузов, колледжей, техникумов, лицеев, школ), изнутри знают свои кадровые проблемы, убежден Д. Басовский.

      - Очень правильно, что сегодня Ассоциация «Единство» возглавила это направление и на высоком уровне смогла провести данное мероприятие. Я хочу выразить благодарность руководству Ассоциации Президенту М. Воловику, вице-президентам С. Афонасову и О. Майбороде за активную позицию в проведении первого конкурса среди школьников, - отметил он.

      Заместитель директора по развитию и социальной работе О. Пластун отметил, что колледж стремится к всестороннему сотрудничеству как с образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, Ленинградской области и СЗФО, так и других федеральных округов.

      - Главное - у нас есть возможности и увлечённые своим делом люди, готовые этим заниматься. Сами понимаете, что сейчас все зависит от человеческих ресурсов, от профессионализма, поэтому мы очень дорожим своими кадрами. Будем надеяться, что нам удастся привлечь к организации и к участию в таких конкурсах как можно больше заинтересованных лиц. В советские времена у нас были кабинеты и труда, и кулинарии. Но, к сожалению, потом все это ушло. Сейчас снова возрождается, но все упирается в экономическую составляющую. Допустим, оформить тот же кабинет труда инструментами, станками, расходными материалами довольное затратное мероприятие. Сегодня выпущены новые программы, предусматривающие в школах трудовое обучение - а база-то уже потеряна, - с грустью констатирует О. Пластун.

      Однако есть надежда на лучшее, отмечает Д. Басовский. Сегодня в общеобразовательных школах появляются строительные классы. Такой пример уже есть – под эгидой «Объединения строителей Санкт-Петербурга», которое возглавляет А. Вахмистров – бывший губернатор Санкт-Петербурга, в одной из общеобразовательных школ открылся строительный класс, в котором 10-11-классники изучают основы менеджмента в строительстве, программу AutoCAD.

      - К нам приезжали гости из Архангельской области, которые хотят перенять этот опыт. Поэтому, возможно, и у нас будет подшефный строительный класс, потому что нужно выстраивать цепочку: колледж – строительный класс – колледж – университет – объединение работодателей, СРО и т.д. Повторюсь, мы сегодня готовы преподавать эти дисциплины заинтересованным школьникам, которые ориентированы на рабочие специальности. У нас есть и архитектура, и строительство зданий и сооружений, и монтаж – все те строительные специальности, которые востребованы в регионе, у нас в колледже представлены. Так что пройдя основы менеджмента в строительстве, умея чертить, они уже придут подготовленными в колледж, где обучение длится 3 года 10 месяцев. Обучаясь в колледже, студенты могут в рамках дополнительного профессионального образования получить помимо специальности 1-2 рабочие профессии (например, штукатур и каменщик), благодаря чему они будет востребованы не только на общестроительных работах, но и напрямую по своей специальности. Но я полагаю, что мы с целью возродить строительную отрасль обязаны начать проводить профориентационные мероприятия с более раннего возраста, чтобы получить подготовленную смену.

      О. Пластун замечает: у каждого возраста есть свое эмоционально-психическое развитие, и нужно с помощью возрастных психологов определиться, с какого возраста стоит начинать профориентационные мероприятия: с 3-го, 6-го или 8-го класса. Это должны быть уже сформированные личности, а я считаю, что сегодня личности формируются с довольно раннего возраста, не в пример предыдущему поколению.

      - Навскидку сказать, с какого возраста стоит начинать такие мероприятия, очень тяжело. Наверное, стоит начать с 7-го класса: они уже более приспособленные к жизни. 6-класснику не дашь кисточку: может и краской пахнуть, и концентрация вредных веществ в воздухе может превышать норму. Одно дело – постоять с рубанком в столярной мастерской, а другое дело – дать валик и правило. Например, одна девочка из ГАСУ у нас отказалась от продолжения обучения, потому что ей тяжело: такие профессии все же требуют определенных физических затрат. Поэтому для определения возраста, с которого стоит начинать профориентацию, нужно учитывать психологическое, психическое физическое формирование детей.

      В вопросе возрастных критериев к профориентационным мероприятиям, отмечает Д. Басовский, нужно подходить гибко, но с рекомендациями психологов. В колледже обучаются 2,5 тысячи человек, из которых 60% юношей. Однако девушек с каждым годом становится все больше за счет открытия новых экономических и юридических специальностей.

      - Например, профессию электросварщика мы школьникам предложить не можем, потому что эта специальность поднадзорна Ростехнадзору и в целях охраны труда и техники безопасности им должен быть человек от 18 лет, - приводит пример руководитель ЦДПО Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства.

      - Но даже если дети безо всякого разряда научатся держать правильно мастерок, класть кирпич, штукатурить, клеить обои, класть плитку, то это все равно им пригодится в жизни. А если кто-то будет зарабатывать этим деньги, то мы будем гордиться, что мы сумели привить ему эти навыки. Главное, что нам удалось еще оторвать людей от негативного влияния улицы. Это тоже является нашей немаловажной задачей, - поясняет О. Пластун.

      - Сейчас мы хотим стать ресурсным центром НОСТРОЙ. Все документы мы уже подготовили и передали в профильный Комитет, и сейчас ждем решения по данному вопросу. У нас есть поддержка Координатора НОСТРОЙ по СЗФО и рекомендательные письма работодателей – многих строительных организаций Санкт-Петербурга. В т.ч. мы проводим обучение и аттестацию сотрудников «ЛСР». Например, на базе колледжа только что закончилось обучение 12 сотрудников компании по специальности «Сметное дело в строительстве». Наши мастера производственного обучения аттестовывают работников «ЛСР», проводят оценку квалификации, специалисты-преподаватели и мастера производственного обучения разработали тесты для рабочих и ИТР. Многие наши выпускники работают в группе компаний «ЛСР». Так что сегодня у нас имеются связи как с работодателями – ведущими строительным организациями, так и с производителями строительных материалов, - рассказывают руководители колледжа.

      Увлеченность, интерес к любимому делу и неравнодушие – вот те качества, которые выдают настоящих энтузиастов, которыми можно с полным правом назвать руководителей этого удивительного колледжа. Наша беседа могла бы длиться еще долго, и о многом еще могли бы рассказать и сами студенты, и их педагоги - мастера производственного обучения. Но время неумолимо. Остается лишь позавидовать тем выпускникам, кто решит связать свою жизнь с профессией строителя и начнет свои первые профессиональные шаги с поступления в Колледж строительной индустрии и городского хозяйства, где работают влюбленные в свое дело профессионалы, всегда готовые научить, показать, рассказать и сориентировать. Ведь это, как уже было сказано, важный и благородный труд – уметь творить своими руками и делать лучше свой дом, город, страну.

      Самому.

      Сегодня.